Воплощение гениального танцевального наследия великой «босоножки» мира Айседоры Дункан в Нижегородской школе пластики и импровизированного танца «Айседора»


«Айседора Дункан взяла у природы ту силу, которая зовется уже не талантом, а гением» (Огюст Роден)

«Айседора Дункан делает музыку прозрачной» (Артур Никиш)

«Айседора Дункан – единственная педагог женщина, к которой приложим эпитет гениальности. Она, во всяком случае, уже завоевала себе место в истории. Дункан – это уже не имя, это программа» (Продюсер А.В.Сидоров, автор книги «Современный танец», М., 1922)


Интерес к великой босоножке мира танцовщице А. Дункан не угас и до сих пор. Чем же он обусловлен? XX век выдвинул трех реформаторов в хореографии: Дункан, Фокина и Горского. Двое последних принадлежат миру балета, являясь безусловно профессионалами, признанными мастерами. У великой же Дункан было пламенное желание «произвести революционные изменения в мире танца». Она показала миру эти первые танцы, ранние, как утро Грига, не приобретенные, а начавшиеся сами собой, из физиологии человека, из самоощущений. Ее идея нового танца сверкала всем ярко и неугасимо!

А.Дункан мечтала по всему миру создавать театры, и открывать свои школы, в которых маленькие девочки и девушки изучали бы искусство импровизированного танца и впоследствии самостоятельно совершенствовались.

Айседора говорила: «Я не буду учить детей рабски подражать моим движениям. Я научу их собственным природным движениям. Я говорю о развитии женского тела в красоте и здоровье, о возврате к первобытной силе и естественным движениям. Я говорю о развитии совершенных материй и о рождении ими здоровых детей».

В неизменной вечной гармонии движутся волны, ветры и шар земной…
И не идем же мы к морю, и не вопрошаем у Океана, как двигался он в прошлом, как будет он двигаться в будущем. Мы чувствуем, что его движение соответствует природе его вод. ВЕЧНО соответствовали и вечно будут ей соответствовать. И истинный танец будущего именно и должен бы быть этим естественным тяготением ВОЛИ индивидуума, который сам по себе не более и не менее как тяготение Вселенной, перенесенной на личность человека.

Первоначальное или основное движение нового искусства танца должны нести в себе зародыш, из которого могли бы развиваться все последующие движения (в нашей Школе мы это называем азы пластики, грамота пластики), а те в свою очередь рождали бы в бесконечном музыкальном совершенствовании собственные все высшие и высшие формы выражения себя, устремленных идей и мотивов. Мы учим способности дать своему телу, мыслям, душе, духу мощный ИМПУЛЬС, преобразующий музыку в импровизированные движения.

Мифологический боги Олимпа – олицетворение сил Природы. Гермес– как его изображали итальянцы раннего периода Возрождения представлялся скульптурами естественно лежащим на ветре… И этим Гермес вызывал у зрителя впечатление вечно сущих движений.

Среди тысяч фигур, изображенных на греческих вазах и скульптурах, вы не найдете ни одной, движение которой не вызывало бы неизбежно следующего.
Греки были необыкновенными наблюдателями природы, в которой всё выражает бесконечное, все нарастающее развитие – развитие, не имеющее ни конца, ни остановок.

Все, что писала А.Дункан в своих дневниках и альбомах, благоговейно и трепетно воплощается в нашей любимой Школе пластики. И танец будущего наречется совершено новым движением, он будет плодом развития, которое человечество имеет за собой.

Возвратиться к греческим танцам также невозможно, как и бесполезно – мы не греки и не можем танцевать, как они. Но будущий танец действительно станет высокорелигиозным искусством, каким он был у греков. Ибо «…искусство без религиозного благоговения», – писала А.Дункан,– «это не искусство, а рыночный товар».

Танцовщица будущего будет женщиной, тело и душа которой разовьются в такой гармонии, что движения тела станут естественным проявлением ее души. Танцовщица будет принадлежать не одной нации, а всему человечеству, будет танцевать женщину в её высших и чистейших проявлениях.
Танцовщица олицетворит миссию женского тела и святость всех его частей; она выразит в танце изменчивую жизнь природы и покажет переходы ее элементов друг в друга. Из всех частей тела будет сиять ее душа и будет вещать о чаяниях и мыслях тысяч женщин.

Какие необъятные горизонты открываются перед ней! Разве вы не чувствуете? Она близится, она уже идет, эта танцовщица будущего! Ведь Школа пластики и импровизированного танца «Айседора» существует и развивается в Нижнем Новгороде уже 17 лет! Скольких воспитанниц она взрастила за это время!

На уроках в Школе танец будущего принесет женщинам новое понятие о возможной красоте и силе их тел. Она введет их в тайники связей их телесных сил с силами Земли, Воды, Воздуха, Огня и подготовит их к рождению удивительных детей будущего. Вот миссия грядущей танцовщицы!

Разве вы не чувствуете, что она уже близко, разве вы не тоскуете по ней?
Подготовим же ей ПУТЬ. Нужно создать ХРАМ, который бы ждал ее. Может быть, она еще ребенок и нашей святой задачей станет направлять ее первые шаги наблюдать день за днем развитие ее движений, пока она не превзойдет своих первых учителей. Ее движения будут подобны стихиям природы: они отразят взмывание волн и стремления ветров, грацию живых существ и полет птиц, плывущие облака и, наконец, мысли Человека, мысли его Вселенной, в которой он живет.

Она придет в образе свободного Духа свободной женщины будущего. Великолепием своим она затмит всех женщин, которые когда-либо существовали. Она будет прекраснее египтянок, гречанок, итальянок – всех женщин прошедших столетий! Ее знак – возвышенный Дух в безгранично свободном теле!
Танцовщица будущего подымется на такую высоту совершенства, что станет путеводной звездой для других искусств.


Художественно изобразится то, что более здорово, прекрасно и нравственно – вот миссия танцовщицы, и этой миссии А.Дункан посвятила свою жизнь.
Огюст Роден – великий скульптор, который жил на противоположном холме в Медоне, часто навещал школу Дункан. Он садился в танцевальном зале и делал наброски с танцующих девушек и детей. Однажды он сказал Айседоре: «Если бы только у меня были такие модели, когда я был молод! Модели, которые умеют двигаться и движутся согласно Природе и Гармонии! Правда, у меня были прекрасные модели, но НИ ОДНОЙ, которая бы так понимала науку движения, как ваши ученики».
Айседора творила с необычным энтузиазмом, вызванным детьми, которые пока не были опытными танцовщицами, но это был энтузиазм надежды на новую культуру движения человека.

И в течение трех месяцев после открытия Школы Дункан новые ученицы сделали такие успехи, что вызывали удивление и восхищение у всех знаменитых артистов и родителей, приходивших полюбоваться ими. «Вот они, будущие исполнители Девятой симфонии Бетховена!» –восклицала Айседора.

В нашей Школе на занятиях импровизированными танцами мы чувствуем, как в нас сливаются музыкальные колебания радужного света с представлением сверкающей белизны. Этот танец становится молитвой!!! И любое его движение возносит свое колебание до самого неба и становится частью вечного ритма… ВСЕЛЕННОЙ!

Информацию подготовила:
научный руководитель
Школы пластики
Елена Малицкая




«В те мгновения, когда красота и эмоции сливаются и достигают высшей точки, нечто бессмертное окутывает танцовщицу. Она движется в божественном луче, в утреннем тумане, в котором все шедевры искусства кружат с нею в унисон»
(выдержка из книги П.Курта об Айседоре Дункан, 1913)


Драматическая танцовщица это самая яркая и загадочная ступень нашей школы.

Можно сказать, что она включает в себя всю полноту Вибропластики и основную составляющую наших занятий - Музыку.

Как она возникла? Познав и изучив основы вибропластики, хорошо прорабатывая и соединяя элементы движений волн, делая их многофокусными и пространственными, красиво и наполненно работая с визуализацией ( образы ) , мы неожиданно для самих себя подошли к самому главному, что может существовать внутри нас – это Танец! Что может рождаться внутри нас, в наших ритмах и снах... И так стало легко и спокойно...

Легко, когда ты понимаешь (осознаешь), что твое тело – инструмент, которые ты настраиваешь в своих ритмах и вибрациях, как музыкант, который своими пальцами передает вибрации музыки в пространство, полностью сливаясь с инструментом.
Спокойно, когда ты внутренне готова к переменам, а твой дух создает Танец.
Каждая танцовщица импровизирует так, как будто рассказывает свою историю.
Она может быть грустной или веселой, сентиментальной или страстной, подобно бурной реке, все в ее власти! Она несет эти вибрации в пространство каждого кто ее созерцает.

Танцовщица окутывает нас своей энергией, своей тайной, своими эмоциями и уже ничего ее не касается! В это время весь мир принадлежит только ей!!!

Превозмогая все на свете и проходя неизвестность, бесконечно утопая в переплетениях движений и музыки, она прыжком врывается в Будущее!

В СВОЙ ТАНЕЦ БУДУЩЕГО!